Правила радиосвязи на внутренних водных путях РФ


Официальный документ Департамента речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации "Правила радиосвязи на внутренних водных путях Российской Федерации" был выпущен взамен ранее действовавших "Правил радиосвязи на внутренних водных путях Союза ССР" издания 1974 года.
В Правилах изложены основные положения по организации и обеспечению радиосвязи на внутренних водных путях Российской Федерации.
Ниже приводятся те пункты "Правил", которые имеют отношение к маломерным и парусным судам.


Оглавление

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛ0ЖЕНИЯ

Глава III. РАДИОСВЯЗЬ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ СИГНАЛОВ БЕДСТВИЯ, СРОЧНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
Общие положения
Вызов при бедствии и сообщение о бедствии
Сигнал и сообщение срочности
Сигнал и сообщение безопасности

Глава IV. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Гидрометеорологические передачи
Навигационные сообщения
Сигналы времени
Циркулярные сообщения

Глава V. РАДИОТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ
Общие положения
Вызов и ответ на вызов
Обмен
Радиосвязь в диапазоне дециметровых волн (УКВ)
Радиосвязь в устьевых районах с морскими условиями плавания

Приложение 1


     1. Настоящие Правила являются едиными, действующими на всей территории Российской Федерации и обязательными для выполнения всеми судовыми и береговыми радиостанциями, обеспечивающими радиосвязь на внутренних водных путях, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности этих радиостанций. Положения Правил должны соблюдаться всеми лицами, использующими радиосвязи на внутренних водных путях России.

     2. Настоящие Правила регламентирует ведение радиосвязи и обработку радиокорреспонденции на внутренних водных путях, а также определят действия персонала при эксплуатации средств радиосвязи.

     3. Радиосвязь на внутренних водных путях Российской Федерации является одним из важнейших средств управления работой флота, предприятий и организаций, а также средствам обеспечения безопасности плавания.

     4. Основными задачами радиосвязи является обеспечение:

         - безопасности плавания и охраны человеческой жизни на водных путях;

         - оперативного управления работой флота;

         - передачи на суда циркулярных сообщений;

         - передачи гидрометеорологической и путевой информации для флота;

         - обработки частной корреспонденции членов экипажей судов и пассажиров;

         - передачи данных для автоматизированных систем управления;

         - сбора данных о дислокации флота.

     5. Для выполнения этих задач на речном транспорте используется следующие виды радиосвязи:

         - телефонная радиосвязь;

         - слуховая телеграфная радиосвязь;

         - буквопечатающая телеграфная радиосвязь;

         - передача данных.

          Основным видом радиосвязи на внутренних водных путях является радиотелефонная связь в декаметровом и дециметровом диапазонах волн. Радиотелеграфная связь применяется преимущественно между береговыми узлами связи.

     7. Радиосвязь на внутренних водных путях организуется в соответствии с потребностями управления транспортным процессом в данном регионе и районах плавания, исходя из условий работы флота и обеспечения безопасности плавания судов. Основным документом, определяющим организацию радиосвязи в бассейне (регионе), являются "Указания по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)", утвержденные Департаментом речного транспорта Минтранса России на действующую навигацию и согласованные с местными органами Госсвязьнадзора.

     9. Судовым радиостанциям, оборудованным аппаратурой декаметровых волн, разрешается устанавливать связь с береговыми радиостанциями на частотах морской подвижной службы в соответствии с "Указаниями по организации радиосвязи судов смешанного "река-море" плавания" при невозможности обеспечения связи в дециметровом диапазоне волн.

     10. При выходе судов внутреннего плавания в морские районы судовые радиостанции при обеспечении связи должны руководствоваться "Правилами радиосвязи морской подвижной службы Российской Федерации" и "Руководством по радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы".

     11. Владельцы судовых и береговых радиостанций, обеспечивавших связь на внутренних водных путях, обязаны оказывать содействие предприятиям Министерства связи при обеспечении связи с районами стихийных бедствий и в других чрезвычайных ситуациях.

     12. Каждая радиостанция вводится в действие только при наличии разрежения на право эксплуатации, выдаваемого Главным управлением госнадзора за связью в Российской Федерации или местными органами госнадзора за связью.

          Оформление установки, ввод в эксплуатации, а также замена оборудования и перенос радиостанций в другие пункты, производится в соответствии с "Инструкцией о порядке приобретения и эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" (издания 1983 года).

     13. На судовых радиостанциях внутренних водных путей должны быть руководящие и организационные  документы в соответствии с Перечнем. определяемым Департаментом речного транспорта:

         - настоящие Правила;

         - Разрешение на право пользования судовой радиостанцией;

         - Вахтенный журнал;

         - Указания по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе);

         - Правила технической эксплуатации и безопасного обслуживания средств радиосвязи и электрорадионавигации на судах речного флота.

          На береговых радиостанциях перечень документов определяется руководителем управления (узла) связи в каждом конкретном случае исходя из выполняемых задач и состава оборудования.

     14. Всем радиостанциям на внутренних водных путях запрещается:

         - работать на неразрешенных частотах;

         - работать с нарушением действующих норм стабильности частоты, ширины полосы излучения и побочных излучений;

         - использовать неприсвоеннне позывные сигналы;

         - устанавливать связь и производить обмен с неразрешенными береговыми корреспондентами, за исключением радиостанций судов, терпящих бедствие;

         - работать неразрешенным классам излучения;

         - производить обмен корреспонденцией на частотах вызова и бедствия 500 и 2182 кГц, на частоте вызова 300.2 МГц, а также на частотах, используемых для метеорологических передач;

         - вести частные переговоры обслуживающему персоналу;

         - увеличивать мощность радиопередатчиков сверх указанной в разрешении на эксплуатацию;

         - применять произвольные коды, выражения и сокращения;

         - произвольно изменять форму документации.

         - производить радиообмен при стоянке судна в порту у причала;

          Примечание. Последнее запрещение не распространяется на радиостанции дециметровых волн, используемых для рейдовой связи, а такие с диспетчерскими, техническими участками и проходящими судами

     17. Контроль за соблюдением правил ведения переговоров по радио возлагается на судовладельцев и должностных лиц управлений (узлов) связи в бассейнах. Указанным лицам, а также органам судоходного надзора, предоставляется  право давать указания капитанам и вахтенным начальникам судов о соблюдении правил пользования радиосвязью или о прекращении связи в случае допущения нарушений.

          Технический контроль за соблюдением норм на радиоизлучения осуществляется органами Главного управления госнадзора за связью в Российской Федерации.

 



     29. Положения, определенные в настоящей главе, являются обязательными на внутренних водных путях Российской Федерации. Ни одно из положений настоящих Правил не может служить препятствием к использованию радиостанцией терпящего бедствие судна всех имеющихся у нее средств для привлечения внимания, сообщения о своем местоположении и получения помощи.

     30. Сигналы бедствия, безопасности и срочности являются международными сигналами, порядок применения которых определен Регламентом радиосвязи издания Международного союза электросвязи.

     31. Вызов в случаях бедствия должен пользоваться абсолютным приоритетом перед всеми другими передачами. Все принявшие его радиостанции обязаны прекратить любую передачу, которая может создать помехи обмену бедствия. Подтверждение о приеме сигнала бедствия передается после приема сообщения о бедствии.

     32. Вызовы и сообщения о бедствии, срочности и безопасности передаются только по приказу капитана судна.

     33. Сигналы бедствия, срочности и безопасности передаются на одной из рабочих частот, на которых радиостанции береговых пунктов внутренних водных путей и спасательных судов ведут наблюдение за вызовами судовых радиостанций в соответствии с "Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)", а также на частотах:
- 500 кГц - при работе радиотелеграфом;
- 2182 кГц и 300,20 МГц (5 канал) - при работе радиотелефоном.

     34. О приеме сигналов бедствия, срочности и безопасности радио­оператор обязан немедленно доловить: на судне - капитану судна; на береговой радиостанции - дежурному диспетчеру и начальнику радиостанции с последующей доставкой радиограммы с принятым сигналом.

     35. Радиооператор, принявший сигнал бедствия, срочности и безопасности с судна другого судовладельца, обязан немедленно сообщить, используя любые доступные средства связи, ближайшей радиостанции этого судовладельца или непосредственно судовладельцу, повторив текст принятого сообщения, после чего доложить своему дежурному диспетчеру и начальнику радиостанции.

     36. Вахтенный начальник судна, не имеющего радиооператора о приеме сигналов бедствия, срочности и безопасности обязан немедленно доложить капитану судна и сделать запись в вахтенном журнале о времени и содержании принятого сообщения.

     37. Радиостанция судна, терпящего бедствие, или судна, через которое осуществляется аварийный радиообмен, обязаны поддерживать непрерывную радиосвязь с береговой радиостанцией того судовладельца, должностными лицами которого осуществляется руководство спасательными работами.

     38. Передача сигналов бедствия, срочности и безопасности без действительной необходимости категорически запрещается. Лица, нарушившие это требование, привлекаются к строгой ответственности.


     39. Вызов при бедствии применяется судном для извещения о том, что оно находится под угрозой серьезной и неминуемой опасности и просит оказать немедленную помощь.

     41. Вызов при бедствии, передаваемый по радиотелефону, состоит из:
- слова "БЕДСТВИЕ", передаваемого три раза;
- слова "ГОВОРИТ", передаваемого один раз;
- названия судна, передаваемого три раза.

        Например: БЕДСТВИЕ БЕДСТВИЕ БЕДСТВИЕ ГОВОРИТ ТЕПЛОХОД КРАСНОГОРСК ТЕПЛОХОД КРАСНОГОРСК ТЕПЛОХОД КРАСНОГОРСК.

     43. Радиотелефонное сообщение о бедствии состоит из:
- слова "БЕДСТВИЕ":
- названия судна, терпящего бедствие;
- сведений о его местонахождении;
- сведений о характере бедствия и необходимой помощи;
- любых других сведений, которые могли бы облегчить оказание этой помощи.

     44. Вызов и сообщение о бедствии повторяются с промежутками до тех пор, пока не будет получено подтверждение о приеме. Если радиостанция судна, терпящего бедствие, не получит ответ на сообщение о бедствии на одной из частот, на которой ведется наблюдение за сигна­лами о бедствии, срочности и безопасности, это сообщение может повторяться на любой другой доступной частоте, на которой можно привлечь внимание.

     45. Радиооператор береговой или судовой радиостанции, принявший сообщение о бедствии, обязан подтвердить судну полученное сообщение и доложить о приеме в соответствии с п.п.34-36 настоящих Правил.

     46. Подтверждение приема сообщения о бедствии передается в следующей форме:
б) по радиотелефону:
- сигнал "БЕДСТВИЕ", передаваемый один раз:
- название судна, передавшего сообщение о бедствии, передаваемое три раза;
- слово "ГОВОРИТ", передаваемое один раз:
- позывной сигнал радиостанции, подтверждающий прием, передаваемый три раза:
- слово "ПРИНЯТО":
- сигнал "БЕДСТВИЕ".

     47. В случае принятия сообщения о бедствии радиостанцией, находящейся на значительном удалении от района бедствия, подтверждение о приеме сигнала и сообщения о бедствии передается после интервала, достаточного для передачи подтверждения ближайшими к терпящему бедствие судну радиостанциями.

     48. Радиообмен в случаях бедствия состоит из всех сообщений, относящихся к оказанию немедленной помощи терпящему бедствие судну.

     49. При обмене радиограммами о бедствии сигнал "СОС" при радиотелеграфном обмене и слово "БЕДСТВИЕ" при радиотелефонном обмене передаются перед каждым вызовом на связь и в начале заголовка каждой радиограммы.

     50. Руководство радиообменам о бедствии осуществляется радиостанцией судна, терпящего бедствие, или радиостанцией, передавшей сигнал и сообщение о бедствии. Эти радиостанции могут уступить руководство обменом другим радиостанциям, осуществляющим более надежную связь, или радиостанциям, обеспечивавшим руководство спасательными работами. Радиостанции судна, терпящего бедствие, предоставляется право выбора для радиообмена той радиостанции, с которой обеспечивается наиболее уверенная связь. Остальным радиостанциям вызывать судно, терпящее бедствие, запрещается. В случае необходимости радиограммы в адрес судна, терпящего бедствие, передаются через станцию, которая поддерживает с ним связь.

     51. Радиостанции судна, терпящего бедствие, или радиостанции, руководящей обменом в случае бедствия, предоставляется право передавать команды всем станциям о прекращении передач на частоте аварийного обмена или только радиостанции, мешающей обмену. В этом случае передается:
- при работе радиотелеграфом Морзе – кодовая фраза "В1РТ"и сигнал "СОС":
- при работе радиотелефоном – команда "ПРЕКРАТИТЕ ПЕРЕДАЧУ" и слово "БЕДСТВИЕ".

     52. По окончании радиообмена в случае бедствия радиостанцией, руководившей обменом, передается на этой же частоте сообщение, адресованное всем станциям, что радиообмен по случаю бедствия окончен и нормальная работа может быть возобновлена. Это сообщение передается в следующем порядке:
б) при работе радиотелефоном:
- слово "БЕДСТВИЕ", передаваемое один раз;
- слово "ГОВОРИТ", передаваемое один раз:
- позывной радиостанции или название судна, передающего сообщение, передаваемый три раза:
- время вручения сообщения, передаваемое один раз:
- название судна, терпящего бедствие, передаваемое один раз:
- фраза "ОБМЕН О БЕДСТВИИ ОКОНЧЕН", передаваемая один раз.


     53. Сигнал срочности указывает, что вызывающая радиостанция имеет для передачи очень срочное сообщение, касающееся безопасности судна или какого-либо лица, находящегося на нем или видимого с него.

     54. Сигнал срочности передается на тех же частотах, на которых передается вызов и сообщение о бедствии.

     55. Сигнал срочности имеет приоритет над всеми другими сообщениями, кроме сообщений о бедствии. Все станции, которые его слышат, не должны создавать помех передаче сообщения, следующего за сигналом срочности.

     57. Сигнал срочности в радиотелефонии состоит из трехкратного повторения группы слов "СРОЧНОЕ", передаваемых перед вызовом, который может быть адресован как одной определенной станции, так и циркулярно всем ближайшим станциям с передачей слова "ВСЕМ".

     58. Радиостанции, принявшие сигнал срочности, должны продолжать наблюдение за этой передачей в течение не менее 3-х минут. По истечении этого срока, если не последует срочного сообщения, может быть возобновлена нормальная работа.

     59. Радиостанция, передавшая сигнал срочности и следуемое за ним сообщение, должна немедленно аннулировать эту передачу, как только ей станет известно, что отпала надобность в этом сообщении.


     60. Сигнал безопасности указывает, что данная радиостанция намерена передавать сообщение, касающееся обеспечения безопасности плавания: важные гидрометеорологические предупреждения, извещения об изменении навигационной и путевой обстановки и т.д.

     61. Сигнал и сообщение безопасности передается на тех же частотах, на которых передается вызов и сообщение о бедствии.

     63. Сигнал безопасности в радиотелефонии состоит из трехкратного повторения слова "БЕЗОПАСНОСТЬ". Сигнал безопасности передается перед вызовом, адресуемым, как правило, всем радиостанциям с передачей слова "ВСЕМ".

     64. Все радиостанции, принявшие сигнал безопасности, должны продолжать прием сообщения о безопасности до тех пор, пока его передача не будет закончена.

 


     65. Радиостанциями внутренних водных путей передаются следующие гидрометеорологические сведения:

- предупреждения (штормовые, ледовые и т.д.); - прогнозы погоды и метеорологические сводки.

 

     66. Предупреждения о штормах и другие особо важные сообщения бе­реговые радиостанции должны передавать в ближайший сеанс передачи метеосообщений по расписанию.

     67. Предупреждения передаются по радиотелефону и радиотелеграфу на частотах КБ и УКВ диапазона по расписанию в соответствии с "Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)".

     68. На судах, оборудованных радиотелефонными станциями, предупреждения и прогнозы погоды должны принимать вахтенные начальники и записывать в вахтенный журнал судна. О принятых сообщениях немедленно докладывается капитану судна.

     69. На судах, где радиостанции обслуживаются радиооператорами, принятые штормовые предупреждения и прогнозы погоды должны ими заноситься в журналы приема прогнозов погоды и штормовых предупреждений и сообщаться под расписку вахтенному начальнику с последующим докладом капитану судна.

     70. Передача предупреждений с судна производится только с разрешения капитана.

     71. Лица. обслуживающие судовые радиостанции, обязаны принимать прогнозы и метеосводки согласно действующему расписанию.

     72. Скорость передачи гидрометеорологической информации не должна превышать 80 знаков в минуту.

     73. Во время передачи метеосообщений, предназначенных "ВСЕМ", радиостанции, передачи которых могут помешать приему этих сообщений, должны соблюдать молчание.


     74. В навигационные сообщения, передаваемые судам в целях обеспечения безопасности плавания, входят:
- предупреждения о плавающих предметах и мелях;
- сведения об изменениях навигационной обстановки и глубин;
- сведения об уровнях воды по основным гидрометеорологическим постам;
- сведения о скорости течения реки:
- данные о наименьших глубинах и ширине судового хода с указанием лимитирующих участков пути;
- сведения об изменениях в расстановке навигационных знаков, об открытии или закрытии судовых ходов, ограничениях и особых условиях движения судов;
- сведения об условиях судоходства в местах строительных, подводно-технических и землечерпательных работ, осложняющих судопропуск;
- метеорологическая информация, включающая весенний период навигации, данные о температуре воды и воздуха.

     75. Навигационные извещения для всеобщего сведения передаются береговыми радиостанциями на определенных частотах КВ и УКВ диапазона по расписанию в соответствии с "Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)".


     76. Судовые и береговые радиостанции внутренних водных путей обязаны не реже двух раз в сутки сверять показания судовых часов с сигналами точного времени. Проверка часов производится по сигналам точного времени, передаваемым широковещательными станциями .

     77. На внутренних водных путях Российской Федерации принято Единое московское время.


     78. Циркулярные радиопередачи организуются при наличии на радиостанциях сообщений, касающихся значительного числа корреспондентов.

     79. Циркулярные сообщения (циркуляры) передаются по радиоканалам в телеграфном и телефонном режимах береговыми КВ и УКВ радиостанциями или доставляются на суда в письменном виде.

     90. Основным способом доведения циркулярных сообщений до судоводителей по пути следования является радиосвязь. В начальных и конечных пунктах, а такие в пунктах погрузки и выгрузки, циркулярные сообщения судоводителям доводятся в письменном виде диспетчерским аппаратом.

     81. Циркулярные сообщения передаются в сроки и на частотах, установленных "Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)".

     82. На каждом судне ведется журнал регистрации приема циркуляров, в котором начальником судовой радиостанции (радиооператором) фиксируется принятый по радио или врученный в письменном виде циркуляр с указанием его номера, времени вручения, должности, фамилии лица, его подписавшего, и делается отметка капитаном судна об ознакомлении. Циркуляры на судах, не имеющих в штате начальника судовой радиостанции (радиооператора), принимаются в радиотелефонном режиме лицом по указанию вахтенного начальника.

     89. Во время передачи циркулярных сообщений радиостанции обязаны строго соблюдать минуты молчания.

     90. Перед началом передачи циркулярных сообщений передается повестка с указанием позывных сигналов корреспондентов, для которых имеется информация.

     99. За 5 мин. до начала передачи циркулярного сообщения радиооператор на канале вызова (5 канал) предупреждает судоводителей о предстоящей передаче циркулярного сообщения.

     100. Передача циркулярного сообщения производится на рабочих каналах линейных радиостанций системы радиопроводной связи в установленное "Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)" время.

 

Правила радиосвязи на внутренних водных путях РФ. Приложение 1

№ диапа-
зона
Условн. обозна-
чение
Диапа-
зон
частот
Соответ-
ствующее
метри-
ческое
подразде-
ление
Общепри-
нятое обозна-
чение
Метри-
ческое
сокра-
щение
для
диапа-
зона
4 ОНЧ (ULF) От 3 до 30 кГц Мириаметровые
волны
СДВ Д, мрм (B. Mam)
5 НЧ (LF) От 30 до 300 кГц Километровые
волны
ДВ Д, км (B. Km)
6 СЧ (MF) От 30 до 3000 кГц Гектометровые
волны
СВ Д, гм (B. hm)
7 ВЧ (HF) От 3 до 30 МГц Декаметровые
волны
КВ Д, дкм (B. dam)
8 ОВЧ (UHF) От 30 до 300 МГц Метровые
волны
УКВ Д, м (B. m)
9 УВЧ (UHF) От 300 до 3000 МГц Дециметровые
волны
УКВ Д, дм (B. dm)
10 СВЧ (SHF) От 3 до 30 ГГц Сантиметровые
волны
УКВ Д, см (B. cm)
11 КВЧ (EHF) От 30 до 300 ГГц Миллиметровые
волны
УКВ Д, мм (B. mm)
12 ГВЧ От 300 до 3000 ГГц Децимиллиметровые
волны
ОВ  


В раздел Документы и правила