Мошковский С.Я. Управление парусной яхтой.


Мошковский С.Я. Управление парусной яхтой. Второе издание книги, исправленное и дополненное. Серия "Школа яхтсмена". Москва, 2005.

В 2005 году вышло второе, исправленное и дополненное, издание книги "Управление парусными яхтами". Книга полезна как начинающим яхтсменам, так и более опытным. Автор учебного пособия - Сергей Яковлевич Мошковский, яхтенный капитан и инструктор с многолетним опытом, преподаватель Московской яхтенной школы.

По вопросам приобретения книги обращайтесь в Московскую яхтенную школу.


ЯКОРНАЯ СТОЯНКА

Постановка на якорь. Очень важен правильный выбор места для якорной стоянки, особенно если вы намереваетесь переночевать на этом месте. При выборе этого места следует учитывать три обстоятельства.

1. Глубина под яхтой и вокруг. Ведь ветер непостоянен, ночью может смениться, и яхту перетащит на новое место, где может быть мелко. Перед постановкой на якоря я делаю циркуляцию с замером глубин эхолотом или футштоком, и в центре ее отдаю якорь. Радиус циркуляции должен быть больше длины якорного каната.

2. Надо выбирать для якорной стоянки место, хорошо укрытое от ветра и волн, как ветровых, так и от проходящего водного транспорта. Проходящий невдалеке пассажирский теплоход может разогнать такую волну, что ваша яхта выдернет якорь из грунта. Бухта, в которой вы встали, может быть закрыта берегом от ветра, а ночью ветер переменится, задует с воды, якорь поползет, и яхту вытащит на мель.

3. Характер грунта обычно обозначен на картах и в лоциях. Разные грунты по-разному держат якоря: глина, суглинок, ил с глиной - хорошо; песок и мелкий камень - плохо, а каменная плита или совсем не держит, или может захватить якорь так, что вам его не вытащить.

Якоря. На большинстве современных яхт применяются якоря двух видов: патентованные с поворотными лапами (Холла, Матросова, Денфорта) и адмиралтейские с поперечным штоком. В книге Л. Н. Скрягина рассказывается, что якорей запатентовано несколько тысяч видов. Вообще, якорь - одно из древнейших и гениальных изобретений человечества: подумайте - кусок железа весом 15 кг удерживает на месте яхту водоизмещением 2-3 тонны. Преимущество патентованных якорей в том, что они всегда готовы к работе. Преимущество адмиралтейского якоря, который надо вооружать перед постановкой, в том, что он лучше держит (по моему мнению).

Основной якорь в походном положении находится либо на баке с хорошими креплениями, либо на корме (крепится к кормовому ре-лишу), либо в якорном отсеке под палубой в носу яхты.

Сама постановка на якорь - дело несложное, если вы запомните несколько простых вещей. При подходе к месту постановки на якорь подается команда: "К постановке на якорь приготовиться!" По этой команде адмиралтейский якорь вооружают, а патентованный якорь просто освобождают от креплений. Подходить к месту постановки надо малым ходом и против ветра, т. е. в положении левентик. Стаксель перед подходом убирают, а грот оставляют.

Когда якорный канат вытравлен на достаточную длину, его надо задать-прочно закрепить. При этом будьте внимательны, иначе рискуете остаться без якоря, а вашу яхту унесет туда, куда вам совсем не надо. Крепят якорный канат обычно за носовую утку, но, если вы ожидаете большой напор волны, ветер или течение - необходимо застраховать канат, задав его еше и за мачту. Что же касается якорной цепи, то на больших яхтах имеется цепной ящик и специальный стопор, который надежно стопорит цепь в нужном положении.

Якорь можно отдавать с носа и с кормы. Если вы отдаете якорь с носа, надо дождаться, пока яхта встанет совсем и даже получит небольшой задний ход, тогда баковый матрос по команде капитана опускает якорь в воду. Никогда и ни при каких обстоятельствах не швыряйте якорь. Даже выражение "бросить якорь" - неправильное, якорь "отдают", а у речников в ходу выражение "положить якорь". Баковый матрос, убедившись заранее, что бухта якорного конца не перепутана и что канат не перехлестнул через лапу якоря, а также, что ни одна нога не попала внутрь бухты якорного конца, опускает якорь в воду, пропуская якорный канат через руку. В учебниках пишут: канат или цепь (а на больших яхтах бывает и цепь) перед отдачей якоря растаскивают по палубе змейкой. Это, конечно, здорово, но на малых и средних яхтах нет для этого места. Поэтому, когда вы сматываете якорный конец в бухту, надо это делать очень аккуратно и бухту потом перевязать тремя штерти-ками, а перед отдачей якоря эти штертики убрать и положить бухту на палубу так, чтобы конец, обращенный к якорю, был у нее сверху. По натяжению каната баковый матрос поймет, когда якорь лег на грунт, и должен сообщить об этом капитану: "Якорь лег!". Далее яхта дрейфует по ветру, а матрос потравливает конец. Если он видит, что нос яхты уходит в сторону, надо на время придержать конец, а потом снова травит. О натяжении каната матрос докладывает капитану: "Пришли на канат!", если канат натянется. Капитан решает, травить еще или стопорить якорь. А насколько надо травить якорный канат? Ответ: чем больше, тем положе он будет лежать и тем надежнее будет держать якорь. Ориентировка: при спокойных условиях отдают канат длиной в три глубины на этом месте; при ветре 5-6 баллов надо вытравливать канат длиной 5-6 глубин, а в шторм - десять и более глубин. Принципиальная разница между якорным канатом и цепью: цепь своей тяжестью прижимает якорь к грунту, якорь держит лучше.

Для средней яхты нужен якорный канат длиной 30-40 метров. Но желательно иметь и запасной якорный конец, чтобы можно было нарастить основной в особых обстоятельствах.

Иногда в этих случаях якорный конец прижимают к грунту, подвесив к нему какой-либо груз - "балластину", и дают ей соскользнуть по канату к якорю. Вес балластины прижмет якорный канат ко дну, и якорь будет держать лучше. Я в дальние плавания беру кусок якорной цепи длиной метров 8-10 и в случаях стоянки на ветру и на волне ввязываю между якорем и якорным концом этот отрезок цепи - он тяжелый и. прижимает якорь к грунту. Убедившись, что якорь "забрал", убирайте грот.

Иногда ставят яхту на два якоря. Два способа: "гусек" и "вразд-рай".

Иногда якорь отдают с кормы на ходу яхты, а затормозив яхту, канат переносят на нос и крепят. Ветер развернет яхту носом против ветра. В этом случае раньше, чем переносить канат, уберите все паруса, иначе они своей тягой могут вырвать у вас из рук якорный канат.

Иногда приходится становиться на якорь при ветре и течении, в этом случае надо так поставить яхту, чтобы она стояла носом против той силы, которая больше. В этих случаях можно применить шпринг - конец второго якоря, оттягивающий корму.

Если вы подходите к берегу и намереваетесь ошвартовать нос яхты за что-то на берегу (дерево, свая), то якорь следует отдавать с кормы, и он будет оттягивать корму в сторону воды. Сначала ошвартуйте нос, а уже потом будете набивать якорный канат, да и то сначала не сильно, чтобы дать якорю "залечь" в грунт. А уж минут через 20 набивайте якорный канат "со всей мочи", можно в четыре руки.

Как контролировать - нормально ли держит якорь или ползет? Если нос ошвартован, а якорь отдан с кормьт -очень просто: ослаб якорный конец, якорь ползет. А вот если вы стоите на одном якоре? Подрагивает якорный канат или цепь там, где лежит якорь, из воды идут пузырьки воздуха - якорь ползет.

Встав на якорь, дождитесь, когда яхта встанет в левентик (ее на якоре будет таскать по сторонам), и возьмите пеленг на какой-то ориентир на берегу, а через некоторое время снова сделайте это также в положении левентик. Если пеленг не меняется, якорь держит нормально. Можно засечь визуально створ двух предметов на берегу.

Есть еще и такой способ: опускаете с борта какой-то груз (балла-стину) на тонком лине, даете линю слабину, а через некоторое время выбираете линь и смотрите, вертикально ли он стоит (также при положении левентик).

Отдавая якорь, не забывайте, что вам завтра или позже придется его выбирать. Бывает, что якорь на дне может зацепиться за что-либо, тогда поднять его - проблема. Особенно часто это случается на акваториях портов или в местах массовых стоянок. Для страховки в этом случае применяется томбуй с буйрепом, который крепится за тренд якоря, вяжется буйрепнъш узлом. Томбуй показывает вам и проходящим судам место, где лежит ваш якорь. Важно, чтобы не обрубили ваш якорный конец. За буйреп вам будет легко вытянуть якорь, зацепившийся за трос, кабель или что-то еще на дне.

Если якорная стоянка непродолжительная, грот можно не убирать, а взять его на топенант - он придаст устойчивость положению яхты. А при длительной стоянке паруса надо убирать, но оставить их в положении готовности, чтобы можно было, если потребуется, быстро их поставить.

Не надо жалеть времени и усилий на организацию стоянки, иначе ваше пробуждение может быть весьма неприятным.

Так, на яхте класса "Л-6" мы встали на ночевку в бухте севернее мыса Бесов Нос на Онежском озере. Была бухта и южнее этого мыса, но та была открыта ветру, а северная - закрыта мысом, поэтому мы ее и выбрали. Легли спать, не оставив вахту, а проснулись оттого, что яхта лежала на боку. Под утро ветер резко переменил направление, наша бухта открылась ветру и волне. Грунт был песчаный, и якорь наш пополз. Яхту выкинуло на мель. Своими силами шеститонную яхту снять с мели не удалось, пришлось бежать по берегу и просить о помощи стоявших невдалеке археологов на большом катере. Они нас в конце концов сняли, но несколько мелких поломок при этом у нас произошло.

Еще пример неудачной стоянки. Прошедшим летом яхта нашего клуба "Акела" (класс "Картер-30") переходила Рыбинское водохранилище. Посреди водохранилища их застала ночь с сильным дождем и очень плохой видимостью. Решили встать на ночевку до света. Отойдя немного от судового хода, отдали якорь, не промерив глубин вокруг. Ночью ветер круто зашел, яхту развернуло на якорном конце и выбросило на мель. Сами сняться не сумели, утром постреляли красными ракетами, на помощь пришел теплоход. На шлюпке завезли буксирный конец, теплоход потянул яхту по мелким местам. Перо руля, задев большой камень, сократилось наполовину. Фальшкиль разболтался так, что до самой Москвы ребята беспрерывно отчерпывали воду - до 50 ведер в день. Словом, яхте предстоит капитальный ремонт из-за плохо организованной якорной стоянки.

Иногда, когда нет стопроцентной уверенности в надежности стоянки, на ночь оставляют в кокпите вахтенного, который следит за обстановкой и, в случае необходимости, поднимет всех остальных. На ночь обозначьте вашу яхту стояночным огнем.

Снятие с якоря (в учебниках - съемка с якоря). При этой операции должно быть хорошо отработано взаимодействие между членами экипажа. И очень важен обмен информацией между капитаном и баковым матросом, который будет выбирать якорь.

Паруса готовят к постановке. Подбирают наполовину якорный канат. И ставят грот. Капитан командует: "Якорь выбирать!". Баковый выбирает канат до положения "панер", т. с. до вертикального. Докладывает капитану: "Панер!". Команды: "Якорь вырвать, стаксель ставить!" (выполняют двое матросов). Матрос на якоре сразу почувствует, когда якорь отделится от грунта, и доложит капитану: "Якорь встал!" - "Стаксель на ветер!" - яхта встанет на нужный галс, и все шкоты подберут с подветра. Команда: "Выбирай!"

Якорь вышел из воды, матрос поглядел на него и, если якорь не заяепил за что-либо, сообщает капитану: "Якорь чист!". Вообще-то чаще всего на якоре полпуда грязи, ила, глины. Но в данном случае имеется в виду, что со дна не подняли чужой якорный конец, кабель, трос или огромную корягу. Если это не так, матрос сообщает: "Якорь не чист!". Тут приходится убрать паруса и всю операцию начать сначала. За предмет, зацепленный якорем, заводят серьгу или отпорник, якорь потравливают, а предмет поднимают и сбрасывают в воду. Это делают вдвоем.

Когда яхта встала на галс, якорь приподнимают над водой и энергично окунают его несколько раз в воду, чтобы смыть основную грязь. Если не удалось таким способом, баковый зовет на помощь матроса со шваброй.

Некоторые яхтсмены пользуются таким приемом: перетаскивают якорь на корму, держа его за бортом (береги борта!), и крепят его за кормовой релинг или утку так, чтобы якорь шел за яхтой на глубине 1-1,5 метра. Через 5 минут хода можно его вынимать - он будет отмыт от грязи.

Не думайте, что обмен репликами ("Панер!", "Якорь чист!" и т. д.) - это морское пижонство. Нет, это имеет большое значение для правильного снятия с якоря. Причем подавать эти реплики надо вовремя. Сказал матрос "Панер!" рано, капитан скомандовал "Стаксель ставить!", его вздернули, яхту потянуло, якорный конец ушел в сторону, и якорь уже не вырвать из грунта. Сказал он это поздно, когда якорь вырван - яхту потащит назад, а сзади может быть навал.

Иногда бвшает необходима срочная, скоростная съемка с якоря -надо быстро уйти с этого места. На этот случай на тренировках отрабатывают все операции без всяких команд и сообщений. Баковый матрос энергично выбирает якорный конец, давая яхте ход, а достигнув положения "панер", немедленно вырывает якорь из грунта. К этому времени паруса должны стоять, яхта ложится на галс и уходит.

Иногда якорь отделяется от грунта с большим трудом. В этих случаях можно использовать шкотовые лебедки, которые позволяют увеличить силу тяги на якорном канате.



В раздел Книги