В ряду замечательных открытий и гениальных изобретений географическая карта, несомненно, занимает одно из первых мест по тому вкладу, который она внесла в развитие цивилизации. Начертанная на листе пергамента в далеком прошлом первым картографом, она, постоянно совершенствуясь, оставалась на протяжении многих веков основным навигационным инструментом мореплавателей.
Однако в конце прошедшего столетия произошел качественный скачок в картографии. Новые высокопроизводительные компьютеры дали возможность переводить бумажные карты в цифровую форму, хранить их, записывать на компактные носители и передавать по линиям связи.
Вершиной развития современных навигационных и компьютерных технологий стало создание электронной картографической информационной системы ECDIS, осуществляющей отображение карт и места судна, прокладку трассы движения и контроль отклонений от заданного маршрута, вычисление безопасных курсов, предупреждение судоводителя об опасности, ведение судового журнала, управление автопилотом и т.п.
Современная электронно-картографическая система состоит из трех основных элементов - цифровых карт, записанных на каких-либо носителях (в основном - на компакт-дисках), приемника GPS и компьютера с соответствующим программным обеспечением. Такая система применяется на больших судах профессионального флота, но на малых судах - катерах, моторных и парусных яхтах, небольших рыболовных ботах - ее использование связано с большими трудностями, как правило, из-за недостатка места и необходимости защиты компьютера от воды, влаги, морской соли. Поэтому, для малого флота были созданы специальные приборы, имеющие разные названия - картплоттеры, навигационно-картографические системы, навигационные центры, содержащие в своем герметичном корпусе приемник GPS, компьютер с установленной на заводе программой и миниатюрный носитель картографической информации (картридж).
Рассмотрим отдельные элементы навигационно-картографической системы малого судна.
Как уже отмечалось, носителями картографической информации для навигационной системы малого судна (картплоттера) являются мини-картриджи. Если на лазерных компакт-дисках обычно записывается мировая база электронных карт, то на мини-картриджах записываются карты отдельных, наиболее посещаемых районов.
Существует несколько электронно-картографических систем, используемых для записи карт на картриджи - С-Мар NT, Navionics Nav-Charts™, Furuno MiniChart и некоторые другие. Наибольшим покрытием Мирового Океана обладает коллекция картриджей С-Map NT и, что самое важное, в ее состав входят электронные карты отечественных регионов - Ладожского и Онежского озер, Финского залива, Баренцева, Белого, Азовского, Черного и Каспийского морей, акваторий, прилегающих к дальневосточному побережью России. Поэтому, в дальнейшем разговор у нас пойдет об аппаратуре, работающей с электронными картами в формате C-Map NT.
Картриджи C-Map NT производятся международной компанией С-МАР, представителем которой в России является фирма "C-МАР Россия".
Один картографический картридж С-МАР NT включает в себя небольшой район плавания. Кроме того, в зависимости от целей и протяженности маршрута, Вы можете выбрать наиболее подходящий по покрытию и, соответственно, цене картридж.
Существуют картриджи, удобные для коротких "прогулочных" рейсов (Local), есть такие, которые используются для переходов на средние расстояния (Standard), и картриджи, предназначенные для длительных путешествий (Wide). Специально для рыбаков выпущены картриджи, включающие в себя батиметрические данные. Большинство картриджей С-МАР NT содержат портовую информацию и информацию о приливах и отливах, которая может быть выведена пользователем на дисплей плоттера. В состав одного картриджа может входить более 150 электронных навигационных карт и планов портов различных масштабов от 1:1500000 до 1:1500.
Имея на борту судна картографический плоттер и небольшое количество картриджей, вы с минимальными затратами обеспечите себе удобство и безопасность навигации.
Специальный пользовательский картридж (USER C-Card), позволит вам записать координаты любых точек, которые могут понадобиться в следующем походе, будь то ресторан на берегу или место для подводного плавания.
Если вы хотите поработать над пройденным путем дома или спланировать будущий маршрут, то сможете использовать РС Planner NT. PC Planner NT разработан для того, чтобы применять персональный компьютер (ПК) в качестве инструмента для навигационного планирования. Вы можете отобразить на экране дисплея ПК имеющиеся у вас электронные карты с помощью картриджей C-MAP NТ, которые используете непосредственно на борту судна. Функции PC Planer NT - это просмотр карт, масштабирование, создание пользовательских отметок, планирование маршрута, просмотр пройденного пути. Каждая функция планирования на картографическом плоттере может быть так же легко реализована на вашем компьютере.
Источниками данных электронных карт С-МАР являются официальные карты, производимые гидрографическими службами, собственное производство данных по договорам с гидрографическими службами, оцифровка материалов съемки малых гаваней при отсутствии официальных бумажных карт (по заказу местных властей).
Картографическая база данных NT проходит регулярную корректуру по извещениям мореплавателей. Новые выпуски базы данных NT производятся трижды в год. Пользователь может обменять старый картридж на откорректированный (впрочем, как и приобрести новый), просто обратившись в офис С-МАР Россия или к одному из дилеров.
Картплоттер (или навигационный центр) - это функционально законченный прибор, содержащий в своем водонепроницаемом корпусе приемник GPS, компьютер с заложенной на заводе-изготовителе программой, монохромный или цветной дисплей, клавиатуру для управления и слот для ввода картриджа. В некоторых моделях приемник GPS отсутствует и информация о собственных координатах поступает от внешнего источника. Обязательным элементом является порт для ввода-вывода информации в международном морском формате NMEA 0183.
C работой и характерными особенностями картплоттеров будем знакомиться с использованием какой-либо популярной модели, например, ChartMaster 7MX производства американской компании INTERPHASE.
ChartMaster 7MX имеет 12-канальный параллельный приемник GPS с выносной антенной, обладающий всеми полагающимися функциями-определением координат и параметров движения, возможностями создания и хранения путевых точек и маршрутов и движения по ним, графическими средствами отображения.
Для облегчения работы с картплоттерами в них еще на заводе устанавливается мировая карта с нанесенными всеми крупными портами и населенными пунктами. На ней нет присущей морской карте подробной информации, поэтому пользоваться ею можно там, где заведомо известно об отсутствии навигационных опасностей.
Подробные карты какого-либо конкретного района (например, Онежского озера, Черного моря) вводятся с картриджа, для чего картплоттер имеет один или два слота.
Нажатием клавиши POWER включаем приемник. Еще одно нажатие этой клавиши - и на экране появляются регуляторы яркости подсветки и контрастности изобажения, позволяющие регулировать качество изображения.
Управление практически всеми картплоттерами (в том числе, и нашим ChartMaster) осуществляется, как в компьютере, через меню, а также с помощью трекбола и функциональных клавиш. С помощью меню устанавливают необходимые настройки дисплея, трассы, единиц измерения, охранных зон и пр. и пр., выбираются различные функции, создаются маршруты и путевые точки.
Работа с картплоттером начинается с выбора режима из меню, содержащего стандартный набор "страниц" (PAGES) - данные приемника GPS (координаты, курс и скорость), состояние сигналов от спутников, графические индикаторы отклонения от курса, несколько режимов работы с картой (полная карт, карта с информационным окном, карта с окнами для графического и цифрового отображения глубины).
После включения прибора, как только его приемник GPS захватит сигналы спутников, на экране установится карта района нахождения судна, изображение которого будет располагаться в центре. Если на этот район есть картридж, то на экране будет отображаться подробная карта конкретного участка.
Использование курсора
Важную роль в работе с картплоттером играет курсор. С его помощью решается множество задач - измерение дальности и азимута до объектов, определение их координат, создание путевых точек и маршрутов, получение информации и многое другое. Рассмотрим для примера несколько функций курсора.
Если в ходе плавания возникнет необходимость определения расстояние до какого-то объекта на карте (до какой-нибудь банки или вешки), достаточно навести перекрестие курсора на эту точку, и в информационном окне появятся ее координаты, а также дальность и направление относительно судна. Аналогичным образом с помощью курсора получают информацию об отмеченных на карте названиях островов, населенных пунктах, портах, о навигационной обстановке, глубинах и т.п.
Использование курсора значительно облегчает создание путевых точек и маршрутов. В отличие от приемника GPS, где эта задача решается с помощью бумажной карты с дальнейшим вводом полученных координат через меню, в картплоттере это просто и быстро осуществляется с помощью курсора - достаточно установить его на нужное место на электронной карте и нажать нужную клавишу.
Аналогичным образом создается маршрут, для чего назначается его номер, и на находящейся на экране карте курсором последовательно наносят точки, определяющие трассу движения судна. Результаты прокладки останутся на карте в виде ломаной линии, которую можно при подготовке и в ходе плавания корректировать путем перемещения, добавления или удаления точек курсором.
Полученные маршруты и составляющие их точки размещаются на специальных страницах в виде таблиц с координатами. Их можно переименовывать, присваивать символы (наприме, якорь, крест, рыбка и т.п.), изменять координаты, удалять, причем, делать это можно не только в плавании, но и дома, используя для этого режим симуляции.
Плавания по маршрутам
Под "плаванием по маршруту" будем понимать последовательное движение от точки к точке заранее спланированного и хранящегося в памяти маршрута с использованием технических и программных возможностей приборов, позволяющих контролировать отклонения судна от заданного направления.
В современных картплоттерах при плавании по маршруту контроль отклонения осуществляется двумя способами - либо по положению отметки судна на проложенной трассе движения, либо с помощью специальных графических индикаторов, используемых обычно в приемниках GPS -"хайвей" ("дорога"), "компас", "маршрут". Некоторые модели картплоттеров могут объединять на одном экране оба режима, что делает более удобным судовождение в сложной навигационной обстановке.
Если маршрут создан заблаговременно и хранится в памяти прибора, то через меню входят в библиотеку маршрутов, находят нужный и активируют его одним из имеющихся способов, после чего на экране отобразится участок карты с проложенным маршрутом и картплоттер перейдет в режим навигации. При этом, в окне данных появятся значения направления на первую путевую точку маршрута, дальность до нее, время в пути и время прибытия, а графические дисплеи будут показывать отклонения от истинного курса. По прибытии в первую точку прибор автоматически перейдет в режим движения к следующей точке и т.д., вплоть до прибытия к конечному пункту плавания. Приближение к точке на определенное расстояние может по желанию сопровождаться звуковым сигналом одновременно с появлением сообщения в информационном окне на экране.
Каждый картплоттер содержит набор информационных данных, объем и содержание которого может быть различным в разных моделях. Часть информационной базы вводится при производстве приборов, а основная часть поступает вместе с электронной картой района.
Основную часть базы данных составляет навигационная информация, обязательно присутствующая в каждом картплоттере. Сюда входят сведения о глубинах, навигационных опасностях, навигационной обстановке, названия островов, заливов, портов и т.п. Такие данные обычно выводятся автоматически в информационное окно при наведение курсора на данный объект или, в некоторых моделях, при попадании отметки судна в установленную область около объекта.
Второй блок данных может содержать список портов и укрытий для данной карты с расстояниями до судна и направлениями на них, их характеристики (наличие телефона и телеграфа, больницы, нефтебазы, особенности акватории). Нередко список портов выстраивается по возрастанию расстояний до судна, что позволяет в случае необходимости быстро выбрать ближайшее укрытие.
Пользовательские функции
Под этим названием давайте рассмотрим набор самых разнообразных функций, облегчающих пользователю работу с картплоттером. В каждой модели прибора имеется свой набор функций, поэтому остановимся только на наиболее распространенных.
МОВ ("Человек за бортом"). Это одна из важнейших функций, позволяющая одним нажатием клавиши запомнить место упавшего за борт человека и перевести картплоттер в режим навигации на точку падения.
НОМЕ. При прокладке маршрута или при просмотре карты с помощью курсора можно "потерять" отметку судна. Нажатием клавиши "НОМЕ" на экран быстро выводится участок карты, в центре которого находится судно и курсор.
Запись трасс. При движении судна любой картплоттер обязательно записывает и сохраняет пройденную трассу. Наиболее сложные дорогие и приборы могут хранить несколько трасс вместе с их характерными особенностями и, при необходимости, воспроизводить их, корректировать и использовать для судовождения.
Навигационные алармы. Эта функция позволяет вырабатывать сигналы тревоги (предупреждений) в случаях вхождения в установленную зону, при подходе к путевой точке маршрута, к навигационной опасности, при прохождении над местом, где глубина менее заданной, при дрейфе судна на якоре.
Каталоги карт. Некоторые дорогие эхолоты нередко содержат в себе каталоги карт, позволяющие в плавании легко найти нужный картридж или заказать его. Каталоги карт могут быть как для района, так и всемирный.
"Эхолот". Эта функция, имеющаяся в некоторых картплоттерах, позволяет считывать с карты текущие значения глубины и отбражать их одновременно с картой на экране в цифровой либо в графической форме.
Мы изложили вам, уважаемые читатели, краткие сведения об электронной картографии и о навигационно-картографических системах для малых судов. Возможно, наши старания помогут обратить ваше внимание на эти прогрессивные средства и технологии судовождения или облегчат выбор той или иной модели.
В заключение о бумажной карте. Картплоттер, несомненно, удобнее бумажной карты - он не мнется, не рвется, не намокает, им легко пользоваться, у него более богатые информационные возможности. Картплоттер, по сути дела, это и картаа, илоцияя, и циркуль, и линейка, и транспортир одновременно. Однако, бумажная карта остается по настоящий день, наряду с вахтенным журналом, основным документом мореплавателя, по которым, при каких-либо авариях будут разбираться компетентные органы. Помните об этом!