Майкл Карр
Использование спутника для оценки погоды
(перевод с английского)
В начале апреля совершенно новое, 960-футовое крейсерское судно Spirit вышло из Хельсинки, Финляндия, и направилось в Майями, штат Флорида, в путешествие длиной более чем 5000 миль. Информацию о погоде во время этого вояжа экипаж корабля рассчитывал получать через спутник Inmarsat, который позволял загружать сжатые файлы данных о погоде от Ocean Routes, коммерческой маршрутной службы. Спутник обеспечивал также доступ в Интернет и возможность получения данных от National Weather Service Marine Prediction Center.
Я был на борту корабля во время этого рейса, и у меня с собой были спутниковый телефон Global Star и ноутбук с установленной последней версией программы SeaStation 2000, лучшей программы доступа к данным о погоде ( www.ocens. com). А спутниковый телефон Global Star обеспечивал голосовую связь и обмен данными, причем доступ в Интернет осуществлялся по обоим протоколам ftp and http на скорости 9600 бод.
Судно в центре антициклона во время своего первого рейса.
Как же все это можно использовать для мореплавания? В SeaStation имеется каталог всех доступных в Интернете карт погоды Всемирной метеорологической организации (WMO). В этом каталоге для каждой карты имеется ссылка на ее Интернет-адрес ( URL), так что когда нужная карта выбрана и кнопка " download" ("Загрузить") нажата, нужная карта погоды через GlobalStar загружается в вышеупомянутый каталог программы SeaStation. Причем при использовании указанной портативной системы для загрузки одной карты требуется всего около 20 секунд или даже меньше.
Почему я рассказываю об этом и насколько это может быть интересно для мореплавателя? Я думаю, что для тех, кто, как я, пытался получать карты погоды через факс, когда распечатка одной карты занимала 10-15 минут и сама карта часто бывала настолько неразборчивой, что была почти бесполезна, возможности системы SeaStation- GlobalStar действительно впечатляют, особенно благодаря ее скорости и качеству.
Я сопроводил эту статью картой прогноза на 96 часов, которую я получил во время данного рейса 17 апреля с помощью указанной системы. При работе с картами Вы можете или непосредственно изучать каждую карту в режиме online, или загрузить все выбранные карты, отключиться от Интернета и работать с полученными картами в SeaStation. Для уменьшения расходов мы рекомендуем создавать меню "пакетной загрузки" в программе SeaStation, что аналогично складыванию выбранных товаров в тележку для покупок в супермаркете. Когда такой пакет в программе SeaStation создан и нажата кнопка "download" ("загрузить"), программа устанавливает соединение с Интернет посредством GlobalStar и без каких-либо дополнительных действий со стороны пользователя загружает указанные карты одну за одной в соответствующий каталог, упорядочивая их по дате и типу.
Почему я рассказываю об этом и насколько это может быть интересно для мореплавателя? Я думаю, что для тех, кто, как я, пытался получать карты погоды через факс, когда распечатка одной карты занимала 10-15 минут и сама карта часто бывала настолько неразборчивой, что была почти бесполезна, возможности системы SeaStation- GlobalStar действительно впечатляют, особенно благодаря ее скорости и качеству.
Я сопроводил эту статью картой прогноза на 96 часов, которую я получил во время данного рейса 17 апреля с помощью указанной системы. При работе с картами Вы можете или непосредственно изучать каждую карту в режиме online, или загрузить все выбранные карты, отключиться от Интернета и работать с полученными картами в SeaStation. Для уменьшения расходов мы рекомендуем создавать меню "пакетной загрузки" в программе SeaStation, что аналогично складыванию выбранных товаров в тележку для покупок в супермаркете. Когда такой пакет в программе SeaStation создан и нажата кнопка "download" ("загрузить"), программа устанавливает соединение с Интернет посредством GlobalStar и без каких-либо дополнительных действий со стороны пользователя загружает указанные карты одну за одной в соответствующий каталог, упорядочивая их по дате и типу.
Когда я писал эту статью, Spirit находился в точке 39 градусов с.ш./32 градуса в.д. и шел точно курсом 249 градусов со скоростью 20,6 узлов. Мы были на траверзе острова Флорес, одного из Азорских островов, и находились в середине Азорско-Бермудского антициклона. С запада шла небольшая зыбь, от 4 до 6 футов, в то время как волнение на внутренних морях не превосходит фута при ветре до 10 узлов. С тех пор, как мы решили избегать встречных ветров и большой зыби настолько, насколько это возможно, для нашего корабля всегда стояла хорошая погода.
Используя карты прогноза погоды на 24, 48, 96 часов и 500 Мб, мы могли определить оптимальный маршрут для того, чтобы достичь Майами к утру 24 апреля. Spirit был новейшим судном круизной линии Carnival и должен был участвовать во множестве деловых мероприятий сразу по прибытии в Соединенные Штаты. Поэтому владельцы корабля считали основной задачей при его первом трансатлантическом круизе - избегать плохой погоды.
Каталог карт погоды программы SeaStation значительно облегчает выбор наиболее подходящих карт для любого данного времени дня, поскольку в каждом списке карты могут быть упорядочены как по времени, так и по критерию "наиболее подходящие". Почему это удобно? Потому что я больше не должен следить за графиком вещания, что приходилось делать при использовании факсов погоды. Независимо от времени дня я всегда выбираю параметр "наиболее подходящие" как при загрузке отдельных карт, так и при пакетной загрузке. Я указываю сравнить время выпуска каждой карты с текущим временем и выбрать "наиболее подходящий" продукт.
Когда выбранные мной карты загружены, я открываю их в SeaStation, покрываю сеткой широта/долгота и затем ввожу данные GPS, что помещает курсор в точку местонахождения судна. Я перевожу карту погоды в электронную карту, по которой я могу прокладывать маршрут до тех пор, пока следующая, более свежая карта погоды не будет загружена. По мне нет лучшего способа для навигации в открытом океане, чем используя карту погоды, поскольку информация о ветре, волнах, зыби и облаках - наиболее важные данные для навигации в этих условиях.
Когда я закончил эту статью, у меня был выбор: послать ее на SailNet через GlobalStar как приложение к моему письму e-mail или перенести ее на дискету, подняться на капитанский мостик и отправить ее, используя систему Inmarsat. Так как я все время ищу повод оказаться на капитанском мостике (в буфете стоит потрясающая кофеварка), я выбрал пересылку через спутниковую коммуникационную систему корабля.
Я помню чувство удовлетворения от сознания того, что я могу отправить эту статью в полной уверенности, что она прибудет в срок. Я не знал точно, когда это произойдет, но на тот момент жизнь в районе Азорско-Бермудского антициклона была исключительно приятной, и я не очень беспокоился об этом. Все наши навигационные задачи были выполнены, и меня ждала чашка замечательного "эспрессо".
Комментарии
Наряду с програмой SeaStation 2000, которой оказывает предпочтение автор статьи, на рынке программного обеспечения существует еще ряд продуктов, которые позволяют облегчить задачу навигации путем интеграции спутниковых данных погоды с программами обработки карт.
Главное для мореплавателя при этом - знать, какие данные нужны и важны для него (например, бариметрические данные , области, покрываемые радаром, и так далее), а также убедиться в совместимости системы с вашим компьютером. Вот краткое описание нескольких таких программ: MaxSea, используется участниками кругосветных гонок, единственная програма для PowerMac. (www.maxsea.com)
Nobletec's Visual Navigation Suite 6.0 предлагает три уровня для изучения информации о погоде (базисный, прибрежный, офшорный). (www.nobletech.com) RayTech's Navigator легко расширяется и присутствует на рынке также и в дополнительных версиях для гонщиков (Sail Racer) и рыболовов (Fishing Pro). (www.raymarineonline.com)