По фьордам к Лофотенским берегам, 12.07.-24.07.09
Собираясь в Северную Норвегию, мы планировали дойти на яхте до Шпицбергена – загадочного и манящего острова, скрытого далеко в водах Ледовитого океана. Но оказалось, что такое путешествие пока невозможно ввиду отсутствия у нас подтвержденного опыта хождения в арктических водах. Чтобы его приобрести, мы выбрали своей целью Лофотенские острова – места не менее легендарные и, по слухам, весьма интересные. Соблазн побывать в Норвегии – этой необычной стране, где теплые воды Гольфстрима встречаются с холодными северными течениями, был велик. Знаменитые фьорды, киты, белые ночи и местная природа манили. В итоге по маршруту Тромсё – Лофотенские острова – Тромсё выступила группа энтузиастов из семи человек: Сергей Кищенко, Мария Мамаева, Алексей Полунченко, Иван Шинкаркин, Наталья Низнайко, Валерий Баранов и капитан-инструктор Московской яхтенной школы Евгений Шкаруба.
У яхтинга здесь весьма короткий сезон (около двух-трех месяцев в году), и как следствие чартер недешев. Северный парус для тех, кто им по-настоящему увлечен. Чартерная компания в Тромсё нашлась с большим трудом, и оказалось у нее всего три лодки. Тем не менее ее представители были заботливы и не только встретили нас по отдельности в аэропорту, но и снабдили рыболовными снастями, что очень кстати пригодилось в походе. Но главное, они предоставили в наше распоряжение яхту Dufour 45, полностью подготовленную к морскому походу в непростых норвежских условиях. Кокпит закрывался специальными боковыми панелями, а внутри лодка обогревалась и была оборудована сушилкой для одежды.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
У яхтинга здесь весьма короткий сезон (около двух-трех месяцев в году), и как следствие чартер недешев. Северный парус для тех, кто им по-настоящему увлечен. Чартерная компания в Тромсё нашлась с большим трудом, и оказалось у нее всего три лодки. Тем не менее ее представители были заботливы и не только встретили нас по отдельности в аэропорту, но и снабдили рыболовными снастями, что очень кстати пригодилось в походе. Но главное, они предоставили в наше распоряжение яхту Dufour 45, полностью подготовленную к морскому походу в непростых норвежских условиях. Кокпит закрывался специальными боковыми панелями, а внутри лодка обогревалась и была оборудована сушилкой для одежды.
![]() |
![]() |
![]() |
Наш путь из Тромсё к Лофотенским островам лежал в открытом море с северо-востока на юго-запад через острова Хиллесейа и Анденес. Затем мы пересекли весь архипелаг по длинным извилистым проливам. В некоторых местах они напоминали мрачные горные ущелья, в других – полноводные реки с уютными домишками по берегам. Около часа из города Сволвер в Боде мы шли в стае касаток. Наблюдали водоворот Сальстраумен – самый крупный в мире. В первую неделю путешествия ветра не было вовсе, что позволило нам подробно ознакомиться с местными достопримечательностями, заходить во фьорды, рыбачить и высаживаться на берег. Потом погода изменилась, принеся густые туманы. В город Анденес, известный своим китовым сафари, мы заходили по фарватеру, похожему на слаломную дистанцию, почти при полном отсутствии видимости.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Белые ночи… Летом на севере исчезает понятие «ночная навигация». Нет нужды строго планировать дневные и ночные переходы. День длится бесконечно и время словно останавливается. Знакомый голос из Москвы заботливо спросил по телефону: «Ночью-то ходите?» «Ходим, но не ночью, их здесь просто нет...» Другое дело туман. Он может серьезно беспокоить рулевых. И конечно, приходится уделять особое внимание высоте прилива – следить за течением, которое достигает в некоторых узких проходах скорости 4–5 узлов. Не учитывать его просто невозможно.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Июль в Норвегии – один из самых теплых месяцев, температура воздуха поднимается до 12–17, а воды – 11 C?. И случается, что до осени в этих местах царит безветрие. Но нам повезло! Свежий шестибалльный ветер позволил нам лавироваться весь день в знаменитом водовороте Мальстрём среди выматывающих 2,5-метровых волн. Водоворот описан еще в древних лоциях как место, где приливно-отливные течения взаимодействуют со сложными рельефами дна и береговой линии. Волны здесь нерегулярные, высокие и идут с разных направлений. Этот кипящий котел занимает территорию 150 км в ширину и 3 км в длину, и море вокруг нашей яхты менялось постоянно.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В этой части Норвегии марины для яхт встречаются только в больших городах, таких как Сволвер или Хардстад. Но мы каждый день заходили в рыбацкие поселки, где наслаждались тишиной и уединением на стоянках, приветливостью местных жителей, красотой северной природы и походным образом жизни: ловили рыбу, собирали грибы и ягоды. На Лофотенах чувствуешь себя словно на краю света… Вряд ли где еще увидишь такое обилие впечатляющих картин: десятки водопадов, снежные вершины, плывущую несколько километров по фьорду лосиху или стаю касаток! А отдыхающие на воде киты! В памяти навсегда останутся эти северные картины норвежского заполярья…
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Фото: Евгений Шкаруба, Наталья Низнайко, Алексей Полунченко
В раздел Фоторепортажи |