По фьордам к Лофотенским берегам, 12.07.-24.07.09
Собираясь в Северную Норвегию, мы планировали дойти на яхте до Шпицбергена – загадочного и манящего острова, скрытого далеко в водах Ледовитого океана. Но оказалось, что такое путешествие пока невозможно ввиду отсутствия у нас подтвержденного опыта хождения в арктических водах. Чтобы его приобрести, мы выбрали своей целью Лофотенские острова – места не менее легендарные и, по слухам, весьма интересные. Соблазн побывать в Норвегии – этой необычной стране, где теплые воды Гольфстрима встречаются с холодными северными течениями, был велик. Знаменитые фьорды, киты, белые ночи и местная природа манили. В итоге по маршруту Тромсё – Лофотенские острова – Тромсё выступила группа энтузиастов из семи человек: Сергей Кищенко, Мария Мамаева, Алексей Полунченко, Иван Шинкаркин, Наталья Низнайко, Валерий Баранов и капитан-инструктор Московской яхтенной школы Евгений Шкаруба.
У яхтинга здесь весьма короткий сезон (около двух-трех месяцев в году), и как следствие чартер недешев. Северный парус для тех, кто им по-настоящему увлечен. Чартерная компания в Тромсё нашлась с большим трудом, и оказалось у нее всего три лодки. Тем не менее ее представители были заботливы и не только встретили нас по отдельности в аэропорту, но и снабдили рыболовными снастями, что очень кстати пригодилось в походе. Но главное, они предоставили в наше распоряжение яхту Dufour 45, полностью подготовленную к морскому походу в непростых норвежских условиях. Кокпит закрывался специальными боковыми панелями, а внутри лодка обогревалась и была оборудована сушилкой для одежды.
У яхтинга здесь весьма короткий сезон (около двух-трех месяцев в году), и как следствие чартер недешев. Северный парус для тех, кто им по-настоящему увлечен. Чартерная компания в Тромсё нашлась с большим трудом, и оказалось у нее всего три лодки. Тем не менее ее представители были заботливы и не только встретили нас по отдельности в аэропорту, но и снабдили рыболовными снастями, что очень кстати пригодилось в походе. Но главное, они предоставили в наше распоряжение яхту Dufour 45, полностью подготовленную к морскому походу в непростых норвежских условиях. Кокпит закрывался специальными боковыми панелями, а внутри лодка обогревалась и была оборудована сушилкой для одежды.
Наш путь из Тромсё к Лофотенским островам лежал в открытом море с северо-востока на юго-запад через острова Хиллесейа и Анденес. Затем мы пересекли весь архипелаг по длинным извилистым проливам. В некоторых местах они напоминали мрачные горные ущелья, в других – полноводные реки с уютными домишками по берегам. Около часа из города Сволвер в Боде мы шли в стае касаток. Наблюдали водоворот Сальстраумен – самый крупный в мире. В первую неделю путешествия ветра не было вовсе, что позволило нам подробно ознакомиться с местными достопримечательностями, заходить во фьорды, рыбачить и высаживаться на берег. Потом погода изменилась, принеся густые туманы. В город Анденес, известный своим китовым сафари, мы заходили по фарватеру, похожему на слаломную дистанцию, почти при полном отсутствии видимости.
Белые ночи… Летом на севере исчезает понятие «ночная навигация». Нет нужды строго планировать дневные и ночные переходы. День длится бесконечно и время словно останавливается. Знакомый голос из Москвы заботливо спросил по телефону: «Ночью-то ходите?» «Ходим, но не ночью, их здесь просто нет...» Другое дело туман. Он может серьезно беспокоить рулевых. И конечно, приходится уделять особое внимание высоте прилива – следить за течением, которое достигает в некоторых узких проходах скорости 4–5 узлов. Не учитывать его просто невозможно.
Июль в Норвегии – один из самых теплых месяцев, температура воздуха поднимается до 12–17, а воды – 11 C?. И случается, что до осени в этих местах царит безветрие. Но нам повезло! Свежий шестибалльный ветер позволил нам лавироваться весь день в знаменитом водовороте Мальстрём среди выматывающих 2,5-метровых волн. Водоворот описан еще в древних лоциях как место, где приливно-отливные течения взаимодействуют со сложными рельефами дна и береговой линии. Волны здесь нерегулярные, высокие и идут с разных направлений. Этот кипящий котел занимает территорию 150 км в ширину и 3 км в длину, и море вокруг нашей яхты менялось постоянно.
В этой части Норвегии марины для яхт встречаются только в больших городах, таких как Сволвер или Хардстад. Но мы каждый день заходили в рыбацкие поселки, где наслаждались тишиной и уединением на стоянках, приветливостью местных жителей, красотой северной природы и походным образом жизни: ловили рыбу, собирали грибы и ягоды. На Лофотенах чувствуешь себя словно на краю света… Вряд ли где еще увидишь такое обилие впечатляющих картин: десятки водопадов, снежные вершины, плывущую несколько километров по фьорду лосиху или стаю касаток! А отдыхающие на воде киты! В памяти навсегда останутся эти северные картины норвежского заполярья…
Фото: Евгений Шкаруба, Наталья Низнайко, Алексей Полунченко
В раздел Фоторепортажи |