Приглашаем на регату 21th MARMARİS INTERNATIONAL RACE WEEK

Парусный сезон еще не начался, а планировать его достойное завершение самое время уже сейчас.
На вопрос, как и где закрыть яхтенный сезон, есть простой ответ: гонками на теплом осеннем побережье Турции в знаменитой Мармарисской бухте.

23–30 октября традиционная любительская регата ждет наших учеников.
И Школа приготовила для вас специальные предложения участия в Marmaris Race Week:

капитаном – если вы имеете достаточный опыт и хотели бы попробовать себя в роли капитана, но мешает некоторая неуверенность, мы предлагаем присутствие на борту инструктора Школы – мастера спорта по парусному спорту, который подстрахует на стартах, поможет в тактике гонки, научит тонкостям яхтенного дела. Организацию вашего участия и бронирование лодки к регате берет на себя Школа, и предоставляет инструктора. Вы формируете команду, ведете яхту в гонку. Обратите внимание, что количество лодок в данном предложении ограничено.
Стоимость присутствия инструктора-спортсмена (Мастера спорта) – 1100 евро

матросом – вы желаете принять участие в регате, и у вас нет цели обязательно стоять у штурвала? Записывайтесь в команду Школы матросом! Вы ничего не упустите и приобретете бесценный гоночный опыт. А под руководством опытного спортсмена-капитана получите истинное удовольствие от гонок.
Стоимость участия в команде – 1050 евро

–В стоимость всех предложений не включен перелет.
Звоните и записывайтесь на Marmaris Race Week по телефону + 7 (495) 510 52 62


Впечатления о регате Marmaris Race Week'2009

Чартерный яхтинг или парусный спорт

Друзья, хочу поделиться с вами впечатлениями и рассказать, как я открыл для себя парусные гонки. Может быть, мой опыт поможет кому-то при принятии подобных решений.

Marmaris 2009

Внимательно прослушав около полутора лет назад все положенные занятия по программе берегового курса в Московской яхтенной школе, я научился прокладывать курс, правильно ставить паруса к ветру и освоил еще много чего, необходимого в море. Закрепив полученные знания на практике на Канарских островах, я стал дипломированным Bareboat Skiрper. Ну почти, как капитан Сильвер – моя детская мечта вроде бы осуществлена!

Конечно, я сразу направился в моря опробовать свои знания: брал самостоятельно в чартер лодки и в Черногории, и в Турции, и в Италии. Но моя душа довольно быстро насытилась романтикой отпуска под парусом с семьей и друзьями. Она просила новых ощущений, и даже приличные, на мой неопытный взгляд, ветра в переходах от марины до марины не удовлетворяли уже мои амбиции. Ведь должны же, в конце концов, осуществляться те самые авантюрные мечты, которые уже завели меня так далеко в их реализации?

В поисках их осуществления мой взор обратился к другим яхтенным занятиям. Я стал присматриваться: что же еще мне доступно и как я могу себя реализовать. Навеянные нам сегодняшние модные тенденции придают нашему увлечению яхтингом если уж не налет аристократизма, то уж точно некоторой кажущейся жизни luxiry. А ведь яхтинг всегда был, и есть, и даже в олимпийской программе значится как парусный спорт. Понятно, что любой вид спорта имеет свои соревнования, а парусный – регаты.

Часто бывая по работе за границей, я стал присматриваться к всевозможным регатам. Но попасть в экипаж не представилось возможности: рекомендовать меня было некому, да и надо хоть что-то уметь для участия в парусных гонках! А для себя самого – разобраться, что такое парусный спорт и «с чем его едят»!

Как-то раз, просматривая на досуге странички всемирной путины, я забрел на домашний сайт Московской яхтенной школы. Что предлагают там? Все-таки эти люди научили меня ходить под парусом, а может быть, и мои спортивные амбиции они удовлетворят? Участие в Marmaris Race Week… Вот она, находка! Всего одна неделя, и у меня будет реальная возможность научиться «гоняться».

Быстро навел справки в Интернете: эта Race Week юбилейная… 20-я! По-моему, хорошее начало! Данное мероприятие отлично подходит мне по формату: в нем участвуют в основном непрофессиональные экипажи, хотя попадаются и профессионалы. Тем лучше. Это шанс и на людей посмотреть, и себя показать…

Октябрь в Турции – «пляжников» нет, они схлынули вместе с жарким солнцем. И любителям яхтинга ничего не мешает наслаждаться морем. Отмечу, что с тех пор как я стал брать здесь лодки в чартер, эта страна для меня открылась другим ракурсом, нежели ее гостиничный all inclusive (все включено в обслуживание).

Наш экипаж – все выпускники Московской яхтенной школы, и все без опыта участия в регатах. То есть почти все такие же, как и я, любопытные и рвущиеся в бой. Данный фактор сильно стимулировал всех. Важно конечно, чтобы на борту все-таки были люди с опытом участия в регатах, которые могут что-то объяснить и показать.

На предварительном собрании-знакомстве членов экипажа команде представили капитана. Человек по имени Александр внушал уверенность ну если не сразу в победе, то в достойном участии точно.

Сознательно опущу описание всех организационных дел, связанных с перелетом, арендой лодки и прочей суетой. Это довольно стандартно и понятно любому, кто брал лодку в чартер. К тому же за нас все эти обязанности выполнила школа. А вот сами гонки, это не в баскетбол играть в институте! Что, впрочем, тоже непросто…

Участники подобных регат прибывают на место за день-два до самих гонок, что, естественно, так как все они люди, работающие и времени на подготовку к гонкам у них обычно впритык. Хотя я отметил, что экипажи лидирующих лодок обладают лучшей слаженностью действий. Они ходят все вместе постоянно и стараются пораньше приехать на регату для того, чтобы потренироваться.


 

Наш первый выход 

После приема лодки и распределения спальных мест на нашем 45-м Sun Odissey капитан собрал команду в кают-компании и сразу развеял иллюзии, успевшие пробраться в наши неискушенные парусными гонками головы. «Победы не ждите! Для начала наша общая задача – научиться, понять, что и как нужно делать. Для этого у вас есть я – буду вам все объяснять и показывать», – подытожил Александр. Понятно, что совсем неопытный экипаж вряд ли задаст жару спортсменам, прошедшим не одну регату. Нельзя выпустить на футбольное поле новичка и ждать от него чудес техники владения мячом, даже если его энтузиазм впечатляющ.

В завершение капитан попросил спортивный режим нарушать осторожно и назавтра не проспать тренировочный выход на воду.

Ночь прошла в сладких снах, навеянных предвкушением тренировки. Мое спортивное утро началось с пробежки! Такой прытью организма я сам был несколько удивлен.

Выход из марины – возможность лишний раз попрактиковаться в отходе-швартовке. Капитан определил членов экипажа в очередь, а также обязанности на борту: я и Олег – на баке, Влад и Володя – в кокпите на шкотах, Александр «второй» на «клавиатуре» (буду называть его Сашей, дабы не путать с капитаном), Рита на уборке спинакера (что у женщин получается, оказывается, лучше, чем у мужчин :) ), и пока свободный Сергей.

К слову сказать, никто из «курсантов» не знал, что за «зверь» этот спинакер! Никто раньше им не пользовался, и это представляло некоторую трудность, как я тогда думал.

Первая лавировка – почти сразу из марины до знака на ветру. Потом вниз с ветром на второй знак со спинакером, далее в бакштаг на третий знак – тоже под спинакером. Предстояло ходить по дистанции треугольниками и петлями… Не важно, откуда дует ветер, судьи заранее поставили знаки так, чтобы получилась треугольная дистанция. В бухте Мармарис в средний ветер ее прохождение занимает целый день. 

Благо что в тренировочный день ветра было мало, и представилась возможность разобраться со снастями, с которыми раньше не было особой нужды работать, быстро и четко. Да и о существовании некоторых из них мы вообще узнали только теперь.

В гонке многое зависит от слаженности в работе экипажа, а ее-то как раз нам и не хватало. Пока я при повороте бегу на другой борт, вижу, как ребята путаются в бесконечном стаксель-шкоте. Выбрать его мгновенно – кажется нереально…

За нашими торопливыми действиями неожиданно перед глазами вырос знак. Александр объяснил, что мы будем отрабатывать маневры, наиболее приближенные к гоночной ситуации, и потому знак нам нужно обогнуть так, как в гонке, то есть как можно ближе к нему. Прекрасно! Огибаем близко, но с парусами справляемся недостаточно быстро.

И вот спинакер пошел вверх, 90 квадратов легкой ткани в форме пузыря, вытянутые Сергеем, повисли без ветра. Дальше – рея или спинакер-гик, цепляем на наветренный брас. Если бы не своевременные и четкие команды Александра, возиться нам со спинакером пришлось бы еще долго. 

Этот день мы всецело посвятили его величеству Спинакеру. Ставили и поднимали, распределяли роли, кто, где лучше справляется, решали различные сопутствующие вопросы. Время пролетело мигом, и прилично уставшие, около пяти мы под движком поползли в марину, открыв по баночке заслуженного холодненького пивка. Удовольствие непередаваемое!

На лодке в марине, впоследствии ставший традицией, состоялся «разбор полетов». Александр «разрулил» все спорные на воде ситуации. Немного теории в завершение практики, признаться, намного проясняет премудрости парусного спорта.

Вечер не заставил себя долго ждать. Темнеет здесь в конце октября неожиданно быстро. После вкусного ужина в уютном ресторанчике я был готов прямо-таки упасть в объятия Морфея. Что и произошло. Засыпая, я все еще прокручивал в голове свои действия на баке с реей и, как школьник перед экзаменом, уснул в легком волнении.

Гонки

Утро гоночного дня. Я удивлен, что никто не бегает по марине в предстартовой суете. Все протекает довольно размеренно. Только шкиперы общаются друг с другом несколько более возбужденно. Александр командует отход.

На воде пробуем поставить спинакер и покрутить повороты. Не думал, что азарт гонки так добавит скорости нашим движениям, или это вечерний ликбез закрепил вчерашнюю практику?

Всего за эту Race Week провели три прибрежные гонки в бухте Мармарис. Как я уже отмечал, одна такая гонка занимает целый день. Каждую описывать не имеет смысла. Принципы их схожи. По накалу страстей главное – старт. Капитан сказал: «Как старт возьмешь, так и гонку пройдешь!» И выбор позиции на старте все же определяла неопытность нашего экипажа. В «толпу» яхт мы старались не лезть – берегли от столкновений арендованную лодку. К тому же в слабый ветер (в основном на старте не дуло) нашу яхту под названием Delight сложно было разогнать, что не давало свободного места для маневрирования.

Суета первых дней при различных вариантах работы со спинакером постепенно сменилась слаженностью и уверенностью действий. Наконец-то! Порой мне даже казалось, что мы лучше многих участников. Спасибо кэпу!

Просто поразительно, как сближает незнакомых людей общее дело! А особенно если это дело увлекательно для всех. Смотришь на людей за ужином, как они страстно обсуждают события дня, свои ошибки и удачи, что получалось, а что пока нет, и легкое чувство гордости и общности возникает в любом случае… Мы – команда!

Но я отвлекся… Самое впечатляющее, что произошло за регату, это длинная 45-мильная гонка. До этого момента у меня не было опыта даже ночных чартерных плаваний, а тут сразу в гонку! 

Принципы, которыми руководствовался Александр на оффшорной дистанции, несколько иные, чем в прибрежной гонке. Да и вообще все было нестандартно и крайне любопытно. И не только для меня – все наши новоиспеченные гонщики смотрели в оба, в ночи угадывая очертания соперников. Почти никто из нас так и не лег спать, все добросовестно клевали носом на палубе и крайне внимательно следили за приборами – не то что в дневное время. Развлекали себя как могли: считали другие яхты по их ночным фонарям, заглядывали в картплоттер и следили за треком на GPS.

Изначально организаторы гонки не планировали делать ее ночной, но отсутствие ветра внесло свои коррективы, и флот растянулся во времени бесконечно. Первые скоростные лодки спортивного дивизиона открыли финиш во втором часу ночи, а закрывали финиш чартерные суда аж в 10 утра следующего дня. Представляю, каково было судьям!

Но и нас море помотало изрядно! Прямо после старта всю душу вымотала неприятная зыбь почти при полном отсутствии ветра. Терпения хватило далеко не у всех наших соперников: к нашей радости, многие предпочли провести вечер в ресторане, а ночь в уютной марине, нежели болтаться в море, борясь со сном и слушая четкие хлопки парусов в безветрие на волне. То были немцы, голландцы и еще бог знает кто… в общем, кроме наших! Русские не сдаются!

Думалось, что ни ветра, ни тем более финишной линии мы уже не увидим…

Команды раскисать не было, и, как стемнело, активность на палубе удвоилась. Постоянная вахта Володи на GPS не добавила оптимизма: трек рисовал наше плавное движение назад. Но мы не сразу поняли, что нас сносит течением, ведь до этого его не было вовсе. А что делать? Ждать ветра!

И он пришел – долгожданный вечерний бриз – капля надежды хоть на какое-то движение вперед. Наша «Радость» поймала ветер и тихо зашелестела к поворотной точке – острову Баба, постепенно набирая скорость. Со своей незавидной позиции «где-то в хвосте флота» мы догнали внушительную группу яхт, неудачно забравшихся под берег. Александр к тому времени вооружился GPS и командовал повороты значительно чаще: «чтобы не залезать под берег – там ветра нет». Олег из трюма корректировал курс по картплоттеру. Проход между островом «с очень русским названием» Баба и берегом, нависавшим мощным черным силуэтом, ночью показался довольно узким. И предупреждения о подводных камнях перемежевались с нашими выкриками на баке – пора было ставить спинакер. Команда встрепенулась и засуетилась. 

Удивительно азартно для двенадцати ночи мы огибали Бабу, рядом толкались какие-то немцы и наши ребята из желтого флота (не наши конкуренты). Каждый стремился обогнуть остров по меньшей дуге, но опасность камней и штиля под островом не позволили этого сделать.

Началось самое интересное. Всю ночь мы то ставили, то убирали спинакер, когда ветер заходил. Мы так приноровились к работе в темноте, что за ночь сделали 6 постановок-уборок. Видимо, для того, чтобы прогнать дремоту, никто не отлынивал.

Когда небо чуть тронул рассвет, у нас случилось единственное ЧП. И хорошо, что ветра было мало. Мы не смогли вовремя и красиво «смайнать» спинакер в трюм – сказалась ночь без сна. Огромный парус улетел в корму (мы шли в бакштаг) и почти уже падал в воду. Представляю, сколько мы наловили бы рыбы! Из-за такого неудачного вектора для уборки вверху заклинило фал и нам пришлось скручивать спинакер втугую, не убирая его совсем, привязав к мачте. Идти еще приличное расстояние, а мы без спинакера. Решили лезть на мачту. Никто из нас этого не делал раньше, кроме капитана, и вообще: одно дело в марине, другое на ходу! Добровольцем вызвался Василий – самый легкий и спортивный член экипажа. Его увлечение кайтсерфингом убедило нас, что именно он наш спаситель. Возражать никто не стал, и Васю подняли на мачту. Оказалось, фал «закусил» ролик и мы никогда бы его не выдернули, если б не наш ловкач на мачте.

К слову сказать, ночь под спинакером – яхта неслась с неслыханной скоростью, аж в шесть узлов. Порой казалось, что мы летим между красно-зеленых огней других яхт. Похоже, мы единственные, кто попал в полосу прибрежного ветра. И после длительных мытарств без ветра это было счастье: мы движемся, мы почти летим! Еще вот-вот, и мы услышим долгожданный судейский свисток…

Но случилось это только в 9 часов утра, в тактической борьбе с настигающей нас немецкой яхтой. Находясь без сна, только Александр сохранял бдительность, контролировал ситуацию. Мы же по всякому старались не заснуть: кто жевал утренние бутерброды, кто болтал о чем попало. Немцев мы, конечно, не пропустили, но это был наш последний героический шаг. Как же мы радовались и кричали на финише от того, что успели, дошли и выдержали. Таким образом, почти каждый из нас отметил свой собственный небольшой спортивный рекорд!

Друзья, в завершение своего рассказа хочу отметить, как важно самостоятельно определиться, чего же конкретно вы желаете получить от хождения под парусом. Яхтинг многогранен, и каждый, кто влюблен в него, сможет открыть для себя именно ту его сторону, которая по душе именно ему.


 

Антон Иванцев
Мармарис, октябрь 2009 года



 

Комментарии Валерия Романова, руководителя Московской яхтенной школы:

1. Яхтинг для всех разный. Каждый в нем находит что-то свое. Участием в подобных регатах, как Marmaris Race Week, мы открываем нашим слушателям его новые возможности. Знакомим со спортивной составляющей. 

Marmaris Race Week – практически идеальный вариант: относительно легкая регата и в то же время с отличной спортивной динамикой. Почему я говорю «легкая»?! Eсть множество парусных регат, формат которых крайне сложен, темп высок, а условия близки к экстремальным. Такие гонки, как Fastnet, Sidney-Hobart, известны многим, но далеко не все начинают свою любительскую историю паруса с них. Они сложны и для неподготовленного человека даже опасны. На Marmaris Race же экипажи после гонок каждый вечер возвращаются на берег: яхты в марину, команды в гостиницу. Хотя можно жить и на яхте. Погодные условия в Турции в начале октября великолепны: воздух еще теплый, ветер не делает из гонок борьбу за выживание – это весь диапазон слабо-средних ветров. В то же время спортивность – 160 лодок вышли на старт в этом году! Международное признание уже давно делает из этой гонки увлекательнейшее спортивное событие. Здесь можно встретить как известных яхтенных профессионалов, так и любителей высокого уровня.

2. Таким образом, попробовав свои силы и познакомившись с регатой в составе большого экипажа, наши слушатели имеют возможность решать, будут ли они в дальнейшем участвовать в гонках или это не для них… 

По своему опыту скажу, что участие в регатах привлекает значительную часть наших слушателей. Некоторые после и не представляют себе другого яхтинга. Но часто бывает так, что желание гоняться появилось, а команды нет или нет уверенности в своих силах на руле. В таких случаях Школа предоставит опытного наставника, который будет помогать в организации команды и подсказывать тактику гонки, направлять вас как самостоятельного капитана.

3. Первое участие в регате – это стартовая площадка и точка отсчета вашего спортивного парусного опыта. И я желаю, чтобы ваше вхождение в интереснейший вид паруса был как можно приятнее и легче. Как я уже упоминал, самостоятельное участие, особенно в регатах с интенсивными нагрузками, высокой ответственностью нештатных ситуаций в море, сложными погодными и навигационными условиями тем более подразумевает наличие необходимого опыта. И я всегда предостерегаю наших слушателей от самонадеянных поступков. Присутствие опытного наставника из инструкторов Школы сведет ваше беспокойство за безопасность экипажа и лодки до минимума.

4. Победа в гонке – это совокупность обстоятельств, главное из которых, безусловно, большое количество стартов на любых акваториях. Доля случая или везения непостоянна и никогда не обеспечит вам стабильно хорошего результата. И для того, чтобы вам, как члену экипажа, обучиться действиям на яхте – таким специфическим, как постановка спинакера или геннакера, быстрым и четким действиям на шкотах или на баке – Школа предлагает курс практики на Клязьминском водохранилище. По желанию ученика этот курс мы специально ориентируем на условия гонок. Возможно и участие в местных регатах на акваториях Подмосковья на школьной яхте Bavaria 31.

5. Обучение спортивному мастерству в условиях парусных гонок значительно превосходит по интенсивности простой чартерный яхтинг. Когда за короткое время гонок экипажу приходится десять раз поднять-опустить спинакер, настраивать паруса, чтобы не терять скорости, так или иначе люди учатся быстрее.

6. Гонка, как и море, проверяют человека на психологическую совместимость, на отсутствие конфликтности. Каждому знакомо чувство сплоченности с другими членами вашей команды в чартерных походах. На регате это чувство обостряется опять-таки из-за высокой интенсивности действий. Часто завязывается настоящая дружба между людьми, увлеченными общим делом. Образуется круг единомышленников, которые с удовольствием будут вас поддерживать в следующих ваших плаваниях и гонках.


* * *

 

Московская яхтенная школа практикует комплексную программу обучения: теорию (лекции по тактике гонок, правилам соревнований и подготовке яхты) мы подкрепляем выездами на регаты различного уровня, предлагая опытного капитана-наставника.

Выбор за вами! 
Хорошего вам ветра!!!
Валерий Романов