Наши люди на ARC: «Идти, так идти»
Регата Atlantic Rally for Cruisers с 1986 года сделала сложный переход через Атлантику доступным и массовым мероприятием. 22 ноября 2009 года преодолеть путь через океан в составе флотилии собралось 210 яхт и 29 «яхтенных» национальностей.
Российское присутствие в этот раз обеспечивалось четырьмя экипажами наших соотечественников и одним смешанным русско-хорватским, лидерами в спортивном дивизионе.
На старт возле испанского острова Гран-Канария вышла яхта Frezy Grant с восемью членами экипажа, выпускниками Московской яхтенной школы на борту. Ежедневно пробегая 180–190 м.м. курсом на Сен-Люсию с попутными ветрами, Сергей Кищенко, Евгений Бурыкин, Сергей Можаев, Алексей Мартынов, Владимир Подрезов, старпом Михаил Федюшин и шкипер Евгений Шкаруба справились с маршрутом в 2700 м.м. за 15 суток и 2 часа. По словам шкипера Евгения, команда осталась довольна: «И наш результат, и психологический климат на лодке – все было великолепно. Ребята отлично осознавали свои роли в общей задаче экипажа, так что проблем не возникало».
По приезде в Москву один из членов команды, также выпускник Московской яхтенной школы, Владимир Подрезов поделился своими впечатлениями о первом переходе через океан.
– Володя, океан меняет людей, что поменялось в тебе?
– Отношение к океану. Раньше он казался таким огромным, далеким и бесконечным. Сейчас я понимаю, что он конечен и не такой уж и большой. Мы все стали бережнее к нему относиться. А с точки зрения экологии: понятно, что как большой организм он может все переварить, но мусорить в него даже мысли не возникает.
– Однообразие не утомляет? Определенный режим, который повторяется…
– Объективно – да, субъективно – нет. Мы не успели от него устать. Рассчитывали, что будем идти гораздо дольше. Готовились и запасались продуктами, исходя из 20 дней. Шли действительно хорошо – со средней скоростью 7–8 узлов.
– Корабли сопровождения обеспечивали безопасность?
– Нет, никакого специального сопровождения не было. Первые два дня мы еще видели другие лодки. А потом – никого. Вдруг где-то в середине пути мы встретили лодку. Точнее, сначала увидели красную ракету. Привиделась она одному из членов экипажа или нет, но капитан велел дать в эфир информацию об этом. Я передавал сообщение в эфир. Откликнулась шведская яхта под названием «Ломовая». Они серьезно отнеслись к сообщению. Ретранслировали его дальше, связались с организаторами. Так мы с ними периодически общались, не видя друг друга. И тут посреди океана встречаемся – было радостно увидеть людей.
– Две лодки были покинуты экипажами, ты что-нибудь об этом знаешь?
– Они давали сигналы, и их снимали проходящие мимо корабли. А мы шутили, что надо в следующий раз идти позади всех и подбирать лодки.
– Как насчет дискомфортных моментов, все-таки люди подобрались в большинстве незнакомые?
– Капитана Женю я знал, а так мы в Москве по ходу подготовки регулярно встречались, уже привыкли друг к другу.
– Сколько времени заняла подготовка?
– Заявку мы подали заранее – в июне. На тот момент зарегистрировалось уже 190 яхт. Начали набирать команду, что-то покупать под требования ARC. По связи, плот на 8 человек, спасжилеты, проводку спинакера и так, мелочь всякую. В общем, в легком режиме мы готовились с июня. А последнюю неделю на Гран-Канарии мы вплотную безвылазно занимались только выходом на воду. Ремонт, провиант, организаторы собирали нас на семинары. Предварительных выходов на воду у нас не было. Лодка же своим ходом дошла к месту старта, потому мы не сомневались в ней.
– Все участники растягиваются во времени, как в этом случае организуется награждение?
– 18 декабря официальное награждение. Те, кого точно награждают, по всей видимости, и остаются, остальные уезжают по домам.
Финиш, кстати, закрывают как раз 18 числа.
– Есть ощущение, что это была гонка?
– Мы постоянно получали данные по своему дивизиону. Регулярно отслеживали, где кто – это и был тот необходимый элемент гонки. Мы видели, как идут другие. Так что «ребята, поднажмем» у нас было!
– Получается такая виртуальная гонка…
– Действительно, элемент виртуальности присутствует. Вроде вокруг все то же самое, и меняется положение только на картплоттере. Поэтому когда мы встретили лодку в океане, предложили им: «Погоняемся?»
– Ход как поддерживали?
– Спинакер старались нести все время, правда, рвали его три раза. Нижний угол спинакера в итоге завязали узлом. Последний раз он порвался поперек, когда до финиша оставалось три-четыре дня. Со спинакером в определенные моменты мы были даже третьи, без него спустились до пятого места. Нам очень повезло, что луна начала расти на старте и так все время нам и сопутствовала. Как только усиление – ночной аврал...
– Экстремальные ситуации возникали?
– Нет, ничего реально экстремального не было. Милях в 20 до финиша, когда все мыслями были уже на берегу, налетел крепкий шквал. Океан напоследок задал жару.
– Это единственный момент, когда дуло?
– В середине пути сутки дул свежий ветер. 35–37 узлов где-то. Большая пологая волна метра три – лодку несло. Здорово было.
– Как морскую болезнь преодолели, ведь многие впервые в таких длинных переходах?
– Первый-второй день прикачивались, потом вошли в режим.
– Что нового ты для себя вынес из этого похода?
– Очень важны отношения между людьми, насколько они понимают друг друга. Огромную роль сыграл наш капитан – все сложилось крайне удачно. Каждый должен уметь и хотеть подстраиваться под команду в целом.
– Это плавание тебя чему-то научило?
– Да, опыта и уверенности, безусловно, прибавилось.
– Сможешь теперь сам пойти капитаном?
– Да, думаю, я смог бы сходить сам.
– Что учтешь?
– Большая заслуга нашего капитана, что у нас на борту было организовано нормальное питание. Кушать собирались все вместе. Вся команда на завтрак и обед, кроме человека с последней вахты, который спал. Это немаловажно и здорово объединяет коллектив.
– Володя, в какой бюджет укладывается участие в ARC?
– Нам повезло, что за лодку мы не платили (хозяину важно было перегнать ее на Антильские острова), мы только дооснащали ее. Дороговато было докупать плот на 8 человек, а остальное – мелочи. 750 фунтов на лодку, 70 фунтов с человека стартовый взнос, закупка провианта, билетов.
– Как же организуется финиш, ведь яхты растягиваются во времени?
– По регламенту мы заранее должны были выйти на связь с организаторами. В гоночной инструкции прописаны координаты финиша. Надо перейди весь океан и попасть в малюсенькую точку. Организаторы встречали каждую яхту на рибе, снимали. Когда мы прошли финишный створ, на берегу нас встречали местные жители с подарками: фрукты, овощи, пиво «Хайнекен», стилизованное под шампанское. Заполнили декларацию. И так с каждой лодкой.
Видимо, для стимула объявляется день, в который будут проводить основное party. К примеру, 7 декабря, он заранее всем известен. Обычно к нему успевают финишировать лишь лодок 20, а в этом году более 120! Так быстро все пришли!
– Расскажи про старт.
– Старта два. Первые стартующие – гоночный дивизион, и через час мы – самый многочисленный, круизный дивизион. Всего было 4 группы, круизный бился еще на поддивизионы. В каждом по 17–18 лодок. Из круизных групп наша была самая продвинутая.
– Как коротали длинные дни океанского плавания?
– Читали, кто любит это дело. Тренировались ориентироваться по секстану. Так что у нас были и астрономические уроки.
– Это был первый регатный опыт?
– Этот второй раз, я был Мармарисе в прошлом году. Но сравнивать их нельзя. ARC и поход, и гонка – такой формат мне нравится больше. Масштаб подготовки, объемы и время – все другое. Конечно, было бы еще лучше, если бы в маршрут гонки включили Кабо-Верде. Островов не хватало.
– Впечатления от атмосферы гонки?
– Добродушная и приятная. Все общаются, тепло друг к другу относятся.
– Как оцениваешь саму идею ARC?
– Организаторы молодцы! То, что они оформили ежегодный перегон лодок в виде ралли – великолепно! У меня есть пожелание даже больше к российскому яхтингу: мы можем отлично и масштабно участвовать в этом океанском приключении.
Своим участием в регате ARC-2009 мы обязаны, в первую очередь, Московской яхтенной школе, которую без всякого преувеличения можно назвать кузницей яхтенных кадров России. За 20 лет своего существования эта замечательная Школа подготовила много известных яхтсменов. Мы, выпускники Московской яхтенной школы, выражаем большую признательность и благодарность ее опытному инструкторско-преподавательскому составу за качественную теоретическую и практическую подготовку яхтсменов, что позволило нам успешно участвовать в большой океанской регате.